Гностическая школа, основанная в Риме во II в. н. э. богословом и мистиком Валентином. Родившийся в Египте и получивший образование в Александрии, он учительствовал в Риме между 135 и 160 гг. Тертуллиан сообщает, что Валентин отошёл от ортодоксального христианства после неудачной попытки занять место епископа.
Согласно учению Валентина, Отец, абсолютный и трансцендентный первопринцип, невидим и непостижим. Он сочетается со своей супругой, Мыслью (Ennoia), и порождает 15 пар эонов, в целокупности составляющих Плерому (Полноту). Первый Эон — это Глубина (Вифос), а тридцатый — София. София, ослепленная желанием познать Отца, вызывает кризис. Изгнанная из Плеромы, София и ее уродливые творения порождают низшую мудрость. Тёмная (страстная) проекция Софии, вышедшая за пределы Плеромы, образует Ахамот. Она содержала в себе страх и печаль, плач которой сгустился в материальную субстанцию. Именно ради Ахамот покинул Плерому Иисус Христос. Поэтому Христос жених, а невеста его Ахамот. Однако прежде этого Ахамот произвела Демиурга, который произвёл и возглавил эонов-архангелов. Однако Демиург пребывал в неведении относительно высших эонов Плеромы, почитая себя единственным Богом. Из ужаса Ахамот произошла земля, из страха — вода, а из печали — воздух. Дьявол или «миродержитель» является начальником нашей земли. Демиург создал человека земного, но дух в него вошёл от Ахамот.
Валентин учил о трёх частях человека: вещественной, душевной и духовной. Этим трём частям человека соответствуют три типа людей: «духовных» (пневматики), «душевных» (психики) и «вещественных» (илики). В первых заложено «духовное семя» Софии-Ахамот, и их дух в итоге вернётся в Плерому. Вторые при условии праведности в земной жизни упокоятся «в срединном месте» (низшей восьмерице миров). Третьи же в силу привязанности к материи и создаваемых ею страстям неспособны ни к праведному поведению, ни к спасению