Трудно определить истоки духовного течения, известного под названием «гностицизм» (букв. обладающий знанием). Эти религиозные идеи и системы возникли в конце I века н. э. среди иудейских и ранних христианских сект.
Основная суть всех гностических систем сводилась к трем пунктам. Первый - наш мир – самый худший и низший из всех миров. Второй – наш мир сотворен не истинным Творцом, а злым и ограниченным демиургом, который несет ответственность за все творящееся в нем зло. Третий – некоторые из людей сотворены непосредственно Творцом и могут познавать исходящую от Него истину и, просветленные этой истиной, спастись из мира зла и вернуться к своему Творцу.
Последователи гностицизма ставили личное духовное Знание (гнозис) выше ортодоксальных учений, традиций и авторитета традиционных религиозных институтов. Они верили, что спасение достигается через это интуитивно постигаемое Знание.

Неудивительно, что гностические течения порой принимали довольно причудливые формы. Например, офиты (офит др. греч. - змей) поклонялись змею-искусителю, соблазнившему в Раю Еву и Адама, и считали его Мессией и Христом, который научил людей познавать самих себя.
Сочинения гностиков дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с гностицизмом. Первый известный гностик — Симон Волхв из Самарии, упомянутый евангелистом Лукой в Деяниях апостольских. Наивысшего развития гностические тенденции достигают во II веке.