Древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного внутреннего смысла. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед), и они являются основой ведантического индуизма.
Корпус Упанишад составляют 108 текстов, древнейшие из них восходят, видимо, к добуддийской эпохе (VIII в. до н. э.), позднейшие – к 14–15 вв.; появление текстов в жанре Упанишад продолжалось вплоть до 20 в.

Развивая темы и понятия Вед, Упанишады вводят их в рамки более последовательной монистической системы и, в отличие от Вед, переносят центр тяжести с внешней на внутреннюю сторону явлений. Место ритуала и обрядности занимает в Упанишадах внутренний ритуал, связанный с «путём знания» (в противоположность «пути действия»), повышенным интересом к человеку, к нравственному аспекту жизни, к проблеме освобождения от мира объектов и страстей, достигаемого растворением индивидуальной души в мировой, познанием тождества с высшей реальностью – Брахманом. В центре Упанишад – учение о природе мировой души, о единстве Брахмана и Атмана (индивидуальной души), о выборе пути к освобождению (мокша); всё конечное, согласно Упанишадам, имеет ценность лишь как отражение вечного. В Упанишадах уже намечается акцент на самопознании как высшей форме познания, ибо познание Атмана (Я) есть путь к познанию Брахмана.