Согласно преданию, принятому, в конце концов, большинством мусульман, Муххамед не назначил себе преемника. Абу Бакр, отец его любимой супруги Айши, был избран халифом перед самым погребением пророка. С другой стороны, было известно о расположении Муххамеда к Али, мужу его дочери Фатимы и отцу его двух внуков, Хасана и Хусейна. Впоследствии в первые три десятилетия ислама группа сторонников Али стала известной и влиятельной (шиа Али, букв, "партия Али", отсюда — шиизм). Они считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно потомкам Пророка.
(продолжение ниже) #ислам
После убийства третьего халифа Усмана в халифате началась гражданская война (Первая Фитна). Жители Медины провозгласили четвертым халифом Али. Однако, это не устраивало влиятельную вдову Пророка Аишу, выступавшую за других претендентов. Все это вылилось в «Верблюжью битву», где Али одержал верх, но он разбил лишь часть претендентов. Позднее, в ходе Сиффинской битвы, Али пошел на переговоры с Муавией (главный претендент на титул Халифа) и согласился на третейский суд. За это, не простив такое проявление слабости, его покинула часть его сторонников, известных с тех пор под именем хариджитов, раскольников.
Али был убит в 661 г., и оставшиеся у него немногочисленные сторонники провозгласили халифом его старшего сына Хасана. Муавия, которого сирийцы уже избрали халифом в Иерусалиме, сумел убедить Хасана отречься от власти в свою пользу.
(продолжение ниже) #ислам
Последний шанс объединения общины был упущен, когда Хусейн, второй сын Али, вместе со всеми своими домочадцами был убит в 680 г. в Кербеле. Эту мученическую смерть шииты не простили, и на протяжении многих веков она вызывала волнения, жестоко подавляемые правящими халифами. Лишь с X в. шиитские общины получили разрешение совершать в течение первых десяти дней месяца мухаррама публичные церемонии в поминовение трагической гибели имама Хусейна.
Так через 30 лет после смерти пророка община оказалась разделенной на три части; большинство правоверных мусульман — сунниты, т. е. приверженцы сунны ("обычая", "традиции"), подчиняющиеся правящему халифу; затем шииты, верные потомкам первого «истинного» халифа, Али; и хариджиты (раскольники, практически исчезнувшие к настоящему времени), считавшие, что только община обладает правом избрать своего главу.
Первоначальный раскол в Исламе был обусловлен чисто политическими причинами и никак не связан с религиозными аспектами. Но с течением времени эти различия обострились и приобретали все более богословский характер. #ислам