Наряду с Тхеравадой одно из двух основных существующих в настоящее время направлений буддизма (https://t.me/world_rk/12). Самые ранние памятники Махаяны относятся к концу I в. до н. э. Речь идет о "Праджняпарамита-сутрах" ("наставлениях в совершенствовании мудрости").
Тексты Махаяны (сутры, комментарии к ним и самостоятельные сочинения) создавались на санскрите, но многие из них сохранились лишь в переводах на китайский (со II-III вв.), тибетский (с VIII в.) и другие языки. Китайский и тибетский каноны содержательно и структурно не совпадают; помимо махаянских текстов они включают также сутры традиционного буддизма (Тхеравада), поскольку Махаяна признает бесконечное многообразие путей и способов достижения нирваны.
Многие исследователи считают Махаяну развитием идей Махасангхики – «учения большинства», образовавшегося после раскола на Втором буддийском соборе. Теорию подтверждает свидетельство китайского монаха Фа Сяня (337—422), прибывшего в Индию и, по его словам, нашедшего там в одном из монастырей Махаяны копию Винаи (свод правил) махасангхиков. Также монах утверждал, что учение Махасангхики являлось очень схожим с тем, чему учили сутры Махаяны.
Традиция Махаяны считает, что собственное освобождение от страданий и достижение нирваны является слишком узким стремлением. Целью является освобождение всех живых существ из сансары Тот, кто участвует в этом пути, именуется Бодхисаттвой.
Махаяна – это северная ветвь буддизма, распространенная в Тибете, Непале, Китае, Японии, Вьетнаме, Тайване, Корее, Монголии, индийском штате Сикким и т.д.